Технологии стали инструментом социального контроля. Сродни рыбе в воде, мы плаваем в море технологий, пишет в своем исследовании Герберт Маркузе, критический теоретик Франкфуртской школы. Как и в случае с упомянутой рыбой, ученый подчеркивает, что мы настолько привыкли к этой среде, что едва замечаем ее. Или, если говорить более точно, люди уже настолько привыкли к гаджетам, что стали в некоторой степени зависимы от них, осознавая и принимая этот факт.
«Опять же, проводя аналогию с рыбой, глупо будет отрицать, что рыба зависит от количества воды вокруг нее, но тем не менее, рыба не может управлять процессом пополнения воды. Может быть, рыба даже считает воду мистической в некотором роде, а вероятнее всего и вовсе не понимает её сущности. Так, сегодня человек в некой степени уже стал той самой рыбой, не понимающей устройство своего окружающего мира», — полагает Маркузе.
Не углубляясь в данную аналогию, о некоторых параллелях стоит задуматься. Наша современная жизнь насыщена (и зависит) от технологий на всех уровнях, от межличностных коммуникаций до международных отношений. Производство, распределение, потребление и утилизация почти всего, что присутствует в нашей жизни сегодня, опутано сетью технологий. Продукты питания, вода, энергия, здравоохранение, образование, средства массовой информации, транспорт, отношения, рабочие места и многое другое – любая сфера полностью основана на технологиях. Кроме того, личности, профессии и стремления людей культивируются в этой сети. Взглянув на список товаров, представленных в магазине «На связи» даже на главной странице https://nsv.by, найдутся единицы, кто сможет сказать, что в их жизни нет данных устройств. Компьютеры, телефоны, планшеты, умные часы – все это наша повседневность, наш каждый день.
Несмотря на это повсеместное распространение, далеко не каждый может сказать, что понимает работу всех современных технологий. Задумайтесь, сможете ли вы объяснить, как устроен смартфон, как работает алгоритм, как датчики преобразуют данные в информацию для её принятия. Знаем ли мы, откуда берутся основные материалы для наших гаджетов? И знаем ли мы хотя бы названия этих материалов? Можем ли мы отремонтировать, к примеру, наш собственный компьютер, если он вдруг сломается? Можем ли мы улучшить его, не прибегая к сторонней помощи, либо хотя бы воспроизвести его рабочую копию? Подавляющее большинство на все эти вопросы ответит: «Увы, но нет».
Рассуждая об этих проблемах, связанных со стремительным развитием современных технологий, Герберт Маркузе рассматривал технологии как «социальный процесс», который существует за пределами «технического аппарата» торговли и коммуникации. В этом смысле технология представляет собой набор социальных механизмов, а не просто сеть взаимосвязанных гаджетов. Как заметил Маркузе, «технология как способ производства, как совокупность инструментов, устройств и приспособлений, которые характеризуют эпоху машин, является одновременно еще и способом организации и увековечивания (или изменения) социальных отношений, проявлением преобладающей модели мышления и поведения, инструментом для контроля и доминирования».
Таким образом, уже сегодня можно говорить о том, что человек, сам того не до конца осознавая, но принимая, превращается в ту самую рыбу, не понимающую того, как устроен мир вокруг нее. И чем более сложны и непонятны операции, используемые нашими устройствами, которые уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, тем более уязвимо их использование. И теорию Маркузе, который утверждает, что уже сегодня гаджеты являются одной из основных функций социального контроля, отрицать попросту невозможно.