Нашумевшее расследование Момент Истины «Олег Матюха. Беспредел в Сочи» привлекло внимание Федерального канала Общественное Телевидение России «ОТР».
В Краснодарском краевом суде в скором времени будет рассмотрена апелляционная жалоба от семейной пары предпринимателей из Санкт-Петербурга, которые лишены права пользоваться ранее купленным ими домом в Сочи. На время разбирательства на здание наложен арест, оно опечатано приставами.
Дом в Сочи пара коммерсантов из Санкт-Петербурга Виталий Савчук и Елена Сукурова решили приобрести вскоре после окончания зимних олимпийских игр 2014 года. Привлекал в первую очередь климат, который должен был пойти на пользу деду одного из супругов, пожилому ветерану Великой Отечественной Войны.
Супруги присмотрели трехэтажный дом в поселке Некрасовка, который находится вблизи олимпийских объектов. На тот момент домом владел известный в городе человек, первый «олимпийский переселенец» Олег Матюха совместно со своей супругой Аллой. Они первыми переехали в Некрасовку, согласившись на предложение властей, которым нужно было снести старый дом Матюха для строительства конькобежного ледового дворца. Переселенцам помогли возвести новое жилище, а также мини-гостиницу.
Елена Сукурова рассказала, что дом в-первую очередь привлек своим расположением. «Напротив дома озеро, рядом олимпийские объекты и море там в пяти минутах ходьбы», — пояснила покупательница.
Сделка осложнялась тем, что дом находился в залоге у «Сбербанка» под кредит взятый на Аллу Матюха как индивидуального предпринимателя. Стороны договорились о том, что изначально покупатели гасят кредит в 15 миллионов и выплачивают еще 7,5 миллионов необходимых Олегу Матюхе для решения срочных проблем с мини-отелем. Оставшиеся 22,5 миллиона рублей, положенных за дом, должны были быть выплачены в течение 2015 года. Стороны заключили предварительный договор.
Елена Сукурова, покупатель: «Продавец сказал, что цена дома — 45 млн и нам нужно заключить дополнительное соглашение, которое не регистрировалось в Росреестре. Согласно графику платежей, мы должны были выплатить еще 22,5 млн».
Семейная пара из Санкт-Петербурга выплатила всю сумму в срок. Но через год после этого Матюха заявил, что сильно продешевил с домом, так как сейчас курс доллара вырос и теперь ему нужна доплата.
«Мне лично он вручил бумагу, напечатанную на компьютере, со своими расчетами и потребовал 137 тысяч долларов. Пытался торговаться, что, ну, давайте хотя бы 5 млн отдайте и я вам прощу и забуду. Потребовал и сказал, иначе он будет потом разбираться другими методами. На это было написано заявление и в прокуратуру, и в УВД о возбуждении уголовного дела о вымогательстве. Но в возбуждении уголовного дела было отказано», — рассказала Елена Сукурова.
Когда супруги прожили в доме уже почти что шесть лет, сочинский коммерсант попытался подать заявление в суд с требованием о признании сделки недействительной. Несмотря на то, что все сроки давности по делу давно истекли, суд восстановил их и принял иск от Матюхи.
Само дело вызывает недоумения у экспертов. Так юрист Ирина Коломийцева поясняет: «верховный суд по таким делам высказался однозначно: если гражданин в договоре лично подписал о том, что он деньги получил, значит, деньги получены. И по таким делам отказывают в расторжении договора».
Однако в этом случае судом первой инстанции сделка была признана недействительной, а земля и дом должны были быть возвращены продавцу. При этом о возврате денег покупателю в решении суда требований не содержится.
Юрист Ирина Коломийцева поделилась подробностями дела: «Суд спросил: «Какую сумму вы не получили?» На что они сказали: «Мы вообще ничего не получили». Я считаю, что это злоупотребление правом, когда сторона заявляет исковые требования, потом говорит: «Не знаем, чего мы получили, вы докажите сами». Когда суд сказал: «Вы просите расторгнуть сделку, но не просите применить последствия недействительности сделки и возврат денег», на это та сторона сказала: «Ну, им надо, пускай они сами и просят». Суд только улыбнулся!».
В настоящий момент по решению суда дом остается опечатанным приставами, в нем никто не проживает. Окончательное решение по делу примет Краснодарский краевой суд, в который направила свою жалобу Елена Сукурова.