Российские судостроители не справляются с заказами рыболовецких компаний
С момента происшествия на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области прошло больше двух недель. В истории с морозильным траулером «Скорпион», который завалился на бок, разбираются следователи. Происшествие стоило жизни двум сотрудникам верфи. А помимо этого, неудача с кораблем обернулась многомиллионными убытками для заказчика – мурманской ГК «ФЭСТ», сообщает сайт «KP.RU».
Морозильный траулер создавался в рамках госпрограммы выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или береговые заводы. Средства на строительство «Скорпиона» и второго судна, которое возводилось на «Пелле» для ГК, были выделены Альфа-банком. Общий объем кредитных линий, предоставленных мурманским морякам, составил 47 млн евро. Средства были перечислены корабелам, но после случившегося забирать траулер в КГ не планируют. Во-первых, потому что морская вода могла повредить сложное внутреннее оборудование, во-вторых, моряки народ суеверный.
Итог: ни судна, ни денег, ни квот на вылов рыбы. А еще данное происшествие выявило целый ряд проблем. В частности — российские корабелы не справляются со строительством рыболовецких судов. Если говорить непосредственно о «Скорпионе», то после случившегося выяснилось, что за работы практически никто не отвечал, не было человека, который бы координировал действия бригад. Возможно, этим обусловлена несогласованность, многочисленные нарушения и, как следствие, неудачный финал.
К сожалению, подобная ситуация, знакома почти всем рыбопромышленникам, которые участвуют в программе инвестквот. Она стартовала в 2017 году. Планировалось, что с верфей будет спущено 53 современных судна общей стоимость 172 млрд рублей – это траулеры, сейнеры, ярусоловы и др. В итоге сошло только пять, мощностей отечественных судостроителей не хватает.
На встрече 19 октября 2020 года с президентом России Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков доложил, что российские корабелы не успевают справиться с заказами в срок. Где-то отстают на месяцы, а где-то и на годы.
Получив многомиллиардные контракты, корабелы вынуждены заниматься не строительством, а «латанием» застарелых финансовых проблем судостроительной отрасли. В том числе, выплачивать выданные ранее кредиты и проценты по ним, что выгодно исключительно банкам. К такому выводу пришел автор материала «Заводы строятся, траулеры — в уме», опубликованный на сайте «Комсомольской правды».
Существует и еще одна проблема – это отсутствие ремонтных мощностей. Даже если рыбопромышленники получат траулеры, то обслуживать и ремонтировать их в России почти не где. Что ставит отрасль в зависимость от иностранных ремонтных баз. В итоге, каждое новое судно, которое будут закладывать на верфях (осталось еще 23, их закладка должна завершиться до конца 2023 года), грозит превратиться в очередной долгострой с массой нерешенных проблем отрасли.
На этом фоне все более здраво звучат голоса тех, кто предлагает перераспределить квоты в пользу инвестиций в проекты береговой переработки. Во-первых, потому что заводы строятся быстрее, а во-вторых, страна нуждается в современных рыбоперерабатывающих (и морозильных) мощностях. Особенно это актуально после ограничения на ввоз рыбопродукции в порты КНР – мировой центр по переработки и хранению рыбы.